Художник
Михаил Никольский

Иконопись

Страницы: 1 | 2 | 3

Икона « Преподобные Сергий и Герман Валаамские»

«Преподобные Сергий и Герман Валаамские». 2003. Дерево, левкас, яичная темпера, лак. 22х28

На Руси есть монастыри и обители, которые сыграли наиболее важную роль в становлении и формировании духовно-нравственной составляющей в душе русского народа. И по сей день они являются духовными центрами, куда стекаются сотни тысяч паломников, желающих обрести духовный мир и очищение грехов. Наряду с такими монастырями, как  Троице-Сергиева лавра, Дивеево, Александро-Невская и Киево-Печерская лавры, Псково-Печерский монастырь, особым уважением и почетом пользуется Валаамский монастырь. Летопись Нестора повествует нам о том, что Апостол Андрей Первозванный, проповедуя Святое Евангелие, дошел до Ладожского и Онежского озера и был на островах, где затем и возник монастырь. Святой Андрей благословил эти места и оставил 5 своих учеников. После того, как это случилось, был основан уникальный монастырь с серьезным монашеским уставом и множеством скитов, расположенных в многочисленных мелких монастырях Онежского озера. Насельники монастыря отличались большим трудолюбием и усердием. Здесь даже выращивались арбузы – и это на северо-западе России. Основателями монастыря считаются Сергий и Герман Валаамские.

Иконография Сергия и Германа Валаамских активно развивалась в XVII веке. Существуют образы как и в отдельности – каждого святого, так и вместе – обращенные к Богу, так и к молящемуся. Как правило, на ростовых иконах святые изображены с раскрытыми свитками с соответствующим вероучительным текстом. Святые Сергий и Герман всегда в монашеском облачении – куколь, епитрахиль, мантия, монашеский пояс (бывают и четки), а также подрясник. Бывает на иконах фоновое изображение Валаамского монастыря (позади силуэтов святых). Обычно имеются ростовые изображения (реже поясные). В центре общей композиции бывают разверстые уста и благословляющий жест Спасителя.

Представленное изображение выполнено на липовой доске десятилетней выдержки с двумя поперечными шпонками. Нанесены паволока и восемнадцатислойный левкасный грунт, на отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено сусальное золото (русское) с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами, стертыми на желтковой эмульсии яйца городской курицы. Закреплена икона шеллачным и водостойким лаками.

Данное изображение сохраняет классический извод Сергия и Германа Валаамских. Основные символические цвета иконы также сохраняют классическую традицию. Но трактовка цветовых оттенков подчеркивает внутреннее молитвенное состояние святых. Идет как бы молитва к Господу через посредничество великих святых. Они нас как бы зовут к Господу, одновременно взирая на открытые небеса, и призывая молящихся направить свои мысли в то лучшее место, которое в символической форме изображено в центре композиции иконы.

Икона «Причащение Апостолов – Евхаристия»

«Причащение Апостолов – Евхаристия». 2009. ДВП, левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак с воском. 30х55

Это один из кульминационных сюжетов Библейской истории Нового завета. Собравшись в Сионской горнице Господь Иисус Христос открыл людям в лице своих ближайших учеников-апостолов цель своего пришествия в мир, а также смысл своих крестных страданий.
Благословив хлеб и вино Иисус Христос заповедал людям употреблять эти святые дары во оставление грехов и в жизнь вечную, таким образом установив таинство Причастия или по Православному таинство Евхаристии. Где под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовой, чудесным образом соединяясь со Христом (из Церкви земной в Церковь Небесную).
Также во время Тайной Вечерии Господь пророчествовал о предательстве Иуды Искариота словами: «Один из вас предаст меня».

В общехристианской иконографии наиболее известным изображением Тайной Вечерии стало творение Леонардо да Винчи, выполненное на стене. В синодальный период это изображение появилось и активно использовалось в Русской Православной церкви над Царскими вратами иконостаса. Но на Руси существовал (и сейчас активно возрождается) более древний византийский извод этого сюжет под названием «Причащение святых Апостолов» или «Евхаристия». Здесь изображен Иисус Христос в кувуклии, где по правую и левую сторону он дает Апостолам Хлеб и Вино соответственно. Сама Сионская горница идет как бы фоном как символ вселенского события (и вселенской значимости). Сверху идет библейский текст, посвященный этому событию. С нимбом (символом святости) изображен только Спаситель.

Представленное изображение выполнено на плите из папье-маше с накладным ковчегом. Нанесена паволока с двенадцатислойным левкасным грунтом. На загрунтованную и отшлифованную поверхность нанесено сусальное золото (желтое и зеленое 960 пробы. Италия). Центральная композиция выполнена яичной темперой – натуральными пигментами стертыми на яичной эмульсии. Одежды написаны по золоту. Закреплена икона шеллачным и копаловым лаками.

Особенности представленного изображения заключены в общей композиции сюжета, где помимо Спасителя и Апостолов изображен потир с Агнцем Божиим и предстоящими ему Ангелами с рипидами. По левую и правую сторону Иисус Христос, держащий хлеб и вино и, как результат всего, чаша с Жертвой за грехи и беззакония человеческие. Это то принципиально новое, что принес в мир Господь и Спаситель. Колорит центрального действа композиции выдержан в современной уставной православной иконописи. Фон опуши ковчега как бы отделяет основной сюжет от внешней суетности нашего тварного мира и подчеркивает значимость происходящего события.

Икона «Крест Голгофский»


«Крест Голгофский». Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 40х60

Крест Голгофский – самое сильное (предметное) духовное оружие христианина. Издревле крест считался самым страшным орудием казни, и даже орудием проклятья. Но своим восхождением на Голгофу и вошедши на крест, Господь взял на Себя грехи людские, испытывая невероятные крестные страдания. Он мучился как обычный человек, но исполнил наше спасение как Бог. Крест голгофский стал символом нашего спасения, вратами к житию в вечной жизни, а также защитой от сил зла и смерти. Господь принял свои крестные страдания (посредством креста) как бы в воздухе, минуя таким образом землю (символизирующую в данном контексте престол демонических сил). Господь своей жертвенной кровью омыл (искупил) первородный грех Адама, который, по преданию, был захоронен на Голгофе. Поэтому каждый православный христианин на своей груди носит маленький нательный крестик, как символ своего личного спасения.

Изображения креста имелись еще у первых христиан, и до сего дня крест голгофский как изображение сохранился почти во всех христианских конфессиях. В Русской Православной церкви изображения и иконы креста имели и имеют весьма большое разнообразие, начиная от простейших схематично нарисованных изображений, заканчивая значительными, выполненными из драгоценных материалов выносных, наперсных, священнических, а также разнообразных икон креста. Что касается последних, то имеются изображения как с распятым Спасителем, так и без него. Также есть иконы, имеющие традиционную прямоугольную форму и имеющие сложную форму в виде креста с различными вариантами силуэтов. Само Православное распятие имеет следующие особенности, такие как: ноги Спасителя прибиты двумя гвоздями; угол между торсом и рукой 90˚, а руки немного напряжены в локтях (эффект чаши), что символизирует добровольное восшествие на крест, и добровольное, свободное желание принести Себя в Жертву за грехи человеческие. Потому что Господь «Так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную».

Представленное изображение выполнено на липовой фигурной доске девятилетней выдержки. Нанесена паволока и двадцатипятислойный левкасный грунт. На отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено сусальное золото 960 пробы (желтое и зеленое) с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами, стертыми на желтковой эмульсии куриного яйца. Закреплена икона шеллачным и копаловым лаками.

Данное изображение выполнено в виде креста, состоящего из трилистников (символизирующее служение двенадцати апостолов). Икона имеет темный фон – символ солнечного затмения, случившегося во время крестной казни Христа. По левую и правую сторону страдающие Богородица и Иоанн Богослов. Крест установлен на Голгофе с изображенным черепом Адама. Фоном идет город Иерусалим. Венчает икону плат с изображением Спаса Нерукотворного – символ вечно сущего Бога. Символ земной жизни и земного обетования – аллегорическое изображение солнца и луны. Также имеются текст молитвы  кресту и изображены орудия страданий Христа – копье и губка.

Икона «Спас Эммануил»

«Спас Эммануил». 2008. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 30х40

В тексте Священного Писания имеется множество пророчеств о пришествии в мир Спасителя. Так, имеются упоминания о том, как «Се Дева во чреве примет и нарекут ему имя Эммануил, что значит с нами Бог» и т.д. Известно, что Господь заповедал людям Спасителя по велению своей любви и смирению, и о том упоминал через своих пророков. Данные упоминания записаны в книгах Библии, поэтому в иудаизме долгое время ждали Спасителя из колена Давидова (и ждут по сей день). Новый Завет принимает Иисуса Христа, как вочеловеченного Бога и Спасителя мира, следовательно все пророчества о грядущем Мессии воспринимаются христианством как пророчества о Христе.

Данные обстоятельства послужили основой для создания Церковью пророческой иконографии, где одним из ключевых мест занимает иконография «Спаса Эммануила». Существует небольшое количество изводов подобного изображения, все они объединены изображением юноши или ребенка с крестчатым нимбом и греческими буквами, обозначающими божественную сущность Христа. Фигура Христа изображается как в полный рост на престоле, так и поясной (или оплечной). Одежды на Спасе-Эммануиле белые или парчовые.

Предложенное изображение Спаса Эммануила выполнено на липовой доске десятилетней выдержки с двойным ковчегом (30×40). Тыльная часть доски имеет две шпонки из красного дерева и покрыта водными морилками с последующим вощением. Фон и нимб иконы покрыты сусальным золотом (999 проба, Россия). Написана икона яичной темперой и покрыта копаловым лаком.

Основная суть изображения Спаса-Эммануила – это ее светоносность. Выделена идея о том, что Христос показал (а точнее, покажет) людям Божественный свет – «Аз есмь свет миру». Поэтому лик Богомладенца имеет легкое мерцание, выполненное за счет наложения  теплых и холодных цветов лака. Сверху нанесен тонкий слой малахита. Активные алые (карминовые) цветовые пятна подчеркивают нетварность Божественного света. Белый цвет нимба подчеркивает чистоту и святость будущего Боговоплощения. В целом, образ указывает на надвременность существования божественного мира.

Икона «Господь Вседержитель»

«Господь Вседержитель». 2011. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 40х50

Из Евангельских текстов мы знаем, что Иисус Христос принес для людей новое христианское учение (для этого Бог стал человеком), чтобы иметь возможность спастись для вечной жизни с Богом. Христос не писал книг и не записывал проповеданное Им учение о спасении, но заповедал своим ученикам Апостолам «научить все народы…» Ученики христовы записали учение. Известное как церковное Писание и Предание. Христос проповедовал свое учение три года (с тридцати до тридцати трех лет). Являясь для всех примером духовной и нравственной жизни, образ Христа сохраняется в церкви как главная икона, так как она изображает Первообраз.

Образ Господа Вседержителя один из первых канонических изводов, известных во всем христианском иконографическом цикле. Подобные изображения известны из ранневизантийского искусства V-VI веков. Наиболее известной является икона Христа Вседержителя из собрания монастыря Святой Екатерины на Синае VI века. Подобные изображения, как правило, поясные. В одной руке Господь держит открытое или закрытое Евангелие, а другой (правой) рукой Иисус благословляет молящихся. Обычно Христос имеет сине-бордовые одежды с нашитым клавием, длинные волосы и крестчатый нимб с греческими буквами. Обозначающими вечную сущность Бога.

Икона «Господь Вседержитель» выполнена на липовой доске (40×50) десятилетней выдержки с двойным ковчегом. Тыльная часть имеет две шпонки из красного дерева и покрыта различными морилками с последующим вощением. Нанесено два вида сусального золота (желтое отечественное и зеленое итальянское). Написана икона яичной темперой и закреплена финишным слоем, состоящим из воска с копаловым лаком.

Данное изображение выполнено в русско-византийских традициях иконописания в технике современной уставной православной иконы. Господь как бы предлагает зрителю свое учение, что символизирует закрытое Евангелие. Благословляет зрителя (или молящегося) для духовного делания. Фон (или свет) иконы написан поочередно теплыми и холодными хаотическими мазками, что придает иконе особое мерцание. Светоносность иконы определяется ликом Христа, который написан оптической поочередностью теплых охрений и холодных (санкирных) подбивок.

Икона «Христос во Гробе – Великое смирение»

«Христос во Гробе - Великое смирение». 2011. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото. 40х50

Данный сюжет относит нас к евангельским временам страданий Христовых. Иисус Христос был предан, осужден на смерть, распят на голгофском кресте, снят с креста и положен во гроб и воскрес, как повествуют Библейские тексты Нового завета. Одно из самых печальных сюжетов этих событий – нахождение Христа во гробе, где Он провел время с вечера страстной пятницы до Пасхи – Его Светлого Воскрешения. Этим местом была пещера – «…гроб где никто не лежал». Сейчас на этом месте в Иерусалиме находится храм Гроба Господня – одна из ключевых вселенских христианских святынь.

Иконография изображения Христа во гробе является одной из древних. Известны подобные памятники X и XII веков. Имеется множество изображений Христа во гробе вместе со страдающей Богородицей с названием «Не рыдай Мене Мати». Подобные иконы одни из самых скорбных во всем христианском иконографическом цикле. В качестве выносной иконы образ «Христос во Гробе» можно встретить во времена великого поста. Множество подобных образов встречается в балканской и греческой иконописных традициях.

Данная икона написана на липовой доске десятилетней выдержки. Нанесена паволока и двадцатислойный левкасный грунт. Икона имеет двойной ковчег. Полированная поверхность левкаса покрыта сусальным золотом. Фон иконы написан по золоту. В написании иконы использована яичная темпера. Применялась монохромная палитра. Поверхность закреплена копаловым лаком с некоторыми составляющими.

В качестве образца к данному изображению, использовалась балканская (сербская) манера, наиболее точно выражающая суть произошедшего. В написании фигуры Спасителя использовано только три пигмента, это подчеркивает великое смирение Бога и важность той вселенской жертвы, которая принесена Им за душу каждого человека для ее спасения. За фигурой Христа имеется древо голгофского креста – символ страданий Богочеловека и спасения души каждого человека. Темно-синий цвет теней, а также всего колорита фигуры Спасителя указывают на смирение и крестные страдания, а активные пробела и оживки указывают на скорое Воскресение Христово.

Икона «Спас в Силах»

«Спас в Силах». 2010. ДВП, левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 22х28

Это пророческий Образ Господа нашего Иисуса Христа. Из Священного Писания известно, что Второе пришествие Бога на Землю будет в корне отличаться от Первого – где Господь, приняв зрак раба  практически тайно родился в Вифлееме Иудейском. Второе пришествие будет во всем Величии и одновременно для всех людей тогда, когда Евангелие (Благая весть) будет проповедана всем живущим на земле людям. Господь придет во всей Своей Славе, окруженный Небесными Силами Бесплотными, будет судить мир и каждого человека в отдельности, сообразуясь с его духовной жизнью, а также добрыми и злыми делами, сделанными за отведенное Господом земное время для воспитания собственной души. За это короткое, но великое время все тайное станет явным. После чего наступит вечное царство справедливости и вечной, и так называемый Восьмой День. Перед Вторым пришествием в мире произойдут многие события, которые будут своеобразной предтечей этому апофеозу земной жизни (многое уже происходит). Но точный день и время этого События не знает никто, кроме Господа, даже самые ближние Ангелы о том не уведомлены.

Икон «Спаса в Силах» на Руси встречалось и встречается достаточно много. Иконография образа достаточно  богата и разнообразна, так как эсхатологические настроения в русском обществе проявились и обострялись часто. Существуют крупные произведения. Как правило помещавшиеся в центре православного иконостаса (над Царскими вратами) в деисусном новозаветном чине. Также существуют небольшие иконы Спаса в Силах для келейной молитвы, постоянно напоминавшей о «воскресении мертвых и жизни будущего века».
На иконе изображен величественно сидящий на троне Господь Иисус Христос с раскрытой книгой и благословляющим  жестом правой руки. Одежды Спасителя царские с ассистом или те, в которых Господь изображается традиционно. Вокруг по овалу сонмы Серафимов и Херувимов в плотном сплетении образующих разверзшие небеса. Под ногами у Христа Ангелы-Престолы. По четырем сторонам изображены символы четырех Евангелистов – Ангел, Лев, Орел и Телец.

Представленное изображение выполнено на плитке из папье-маше с набранным ковчегом. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт со всех сторон плитки. На отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено сусальное золото 960 пробы с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами, стертыми на желтковой эмульсии яйца городской курицы. Закреплена икона шеллачным и затем копаловым лаками.

Данное изображение повторяет классическую графью иконы, но цветовая гамма достаточно монохромна. Выполнена в красновато-коричневатом колорите. Основная мысль этого художественного решения в том. Что это событие будет «как гром среди ясного неба». А первое впечатление о свете локально и в достаточной степени  монохромно, также имеется возможность зрительной концентрации на Образе Спасителя. В иконе нет возможности пассивного разглядывания композиции вне основной Доминанты – Христа в полноте Славы – переданной в символическо-иконографической форме.

Икона «Богородица Тамбовская»

«Богородица Тамбовская». 2010. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, наводка по левкасу, копаловый лак. 40х50

Эта  икона – список с чудотворного изображения Богородицы именуемый Ильинская-Черниговская. По преданию тамбовский список был выполнен или самим святителем Питиримом Тамбовским или по его благословению в XVIII веке.
Судя по искусствоведческим источникам, иконография как Тамбовского, так и Ильинского-Черниговского списков берет свое начало от компиляции иконографических типов Одигитрии (прославленной впоследствии как Смоленская) и композиции «Умиление».
Всего икон Богородицы «Тамбовская» имеется два вида – это Богородица в традиционных бордовых и синих одеждах, а также Богородица и Богомладенец в белых одеждах. К сожалению, до нас не дошла первая икона Тамбовской Богородицы, мы имеем лишь списки с нее.

Иконографические особенности этого образа достаточно традиционны для данных типов. Богородица обращена как бы и к зрителю и к Христу страдая о Его крестных страстях, но Господь говорит нам и своей Матери о грядущем Его Воскрешении и спасении рода человеческого. Богородица обращается в молении к Христу с приклоненной головой еле придерживая Его, что указывает на идею вместимости невместимого, подчеркивая как бы антиномическую сущность любого иконописного образа. Белые одежды символизируют небесную чистоту Божественных Персонажей.

Представленное изображение выполнено на липовой доске десятилетней выдержки с неглубоким ковчегом. Нанесена паволока с пятнадцатислойным левкасным грунтом. На отполированную загрунтованную поверхность нанесен рисунок, по которому положен орнамент, как с помощью штихелей, так и с помощью горячих капель левкасного грунта. Сверху по всей иконе (кроме Ликов) нанесено сусальное золото. И по золоту яичной темперой написаны фон и одежды. Орнаменты выполнены по золоту в технике холодной эмали – лаками и масляной краской. Закреплена икона трехсоставным копаловым лаком.

Особенности данного списка заключены в соотношении активного белого цвета и красных орнаментов – символизирующих божественную чистоту и пасхальную радость одновременно. Мелкий и ритмичный мазок фона, а также цветной штрих в одеждах, символизируют духовное движение, но при духовном мире – на что указывает статика иконографии образа. Соотношение оливковых-санкирных пятен ликов Христа и Богородицы, а также белых и бежевых одежд и фонов, указывают на таинственность происходящего во взаимодействии с духовной и даже пасхальной радостью жизни с Христом. Одинаковый цвет средника иконы и опуши ковчега символизируют распространение Божественной благодати и в наш земной мир.

Икона «Преображение Господне»

«Преображение Господне». 2001. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. Рама – резьба по дереву, вкладки с Евангелистами – дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 90х110

В Новом Завете одним из важнейших событий является Преображение Господне. Тексты писания повествуют о том, что Христос, взяв с собой трех Апостолов: Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору Фавор и там преобразился, показав ученикам свое Божественное состояние. Иисусу предстояли пророки Моисей и Илия. А одежды Христа и лик Его стали белыми, блистающими. Таким образом, Бог показал людям Свет Божественный и Нетварный, к которому и должен стремиться человек. Фавоские события указывают на райское состояние будущего века.

Одной из самых разнообразных и древних является иконография праздника Преображения Господня. Это не случайно, потому что в Фаворских событиях человечеству ДАРОВАН Предвечный Свет Христов. С этого момента принцип светоносности заложен во всем христианском учении. Следовательно, светоносность становится КАЧЕСТВОМ любой уставной иконы. Нимб вокруг святого на иконах – это и есть Фаворский свет. На любом изводе Преображения изображены три Апостола у подножия горы, а на самом Фаворе стоит Христос в белых одеждах в сиянии славы (в форме мандорлы). А по левую и правую сторону изображен Илия и Моисей. В некоторых случаях изображен подъем Христа с Апостолами на Фавор и их спуск.

Данное изображение написано на липовой доске десятилетней выдержки со шпонками и ковчегом. Имеется левкасный грунт с сусальным золотом на нимбах. Написана икона яичной темперой и закреплена копаловым лаком. Рама иконы вырезана из липы с текстом тропаря праздника Преображения. По четырем углам рамы написаны яичной темперой четыре Евангелиста: Марк, Матфей, Лука, Иоанн. Закреплена рама составом из пчелиного воска.

Данное иконическое изображение подчеркивает идею рождения для человека Фаворского света. Господь на иконе изображен в свете, который написан с использованием всех (основных) цветов спектра, смешанных с белилами. Рама иконы – это символ Церкви и молитвы. Евангелисты символизируют проповедь христианского учения по всему миру. Икона выполнена на контрастных отношениях, где на первый план выходит идея распространения Фаворского света для каждого человека, способного увидеть (на духовном уровне) то, что невидимо, конечно, в символической форме.

«Св. Дмитрий Ростовский». 2007. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, олифа. 60х80

«Рождество Христово». 2011. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 42х42

Фрагмент иконы «Богородица Владимирская»

«Богородица Владимирская», фрагмент. 1999. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. Рама- резьба по дереву, тонировка, гравировка по металлу. 80х112

Три раза в год Церковь совершает празднество Владимирской иконе Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего отечества от врагов.
Впервые икона Владимирской Богородицы попала на Русь из Константинополя в Киев в начале XII века. Патриарх Цареградский Лука Хризоверх прислал ее великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому и она была поставлена в девичьем монастыре в г. Вышгороде. В 1160 г. Князь Андрей Боголюбский выстроил в новом стольном граде Руси Владимире специальный храм Успения Пресвятой Богородицы, куда и поместил эту икону, и с тех пор она стала называться Владимирской. Известно, что икона была прославлена многими чудесами. Сейчас этот памятник находится в храме при Государственной Третьяковской галерее.

Иконография представленного образа сохраняет колористический и светотональный строй классического извода Владимирского образа. При этом образ является фрагментом первоисточника, так как представленная композиция укорочена: у Спасителя отсутствуют ступни. В целом, икона основывается на византийской изобразительной традиции (крупные глаза Богородицы и низкий лоб, контрастные цветовые и тональные отношения, имеется глубокая лузга ковчега).

Представленный список образа выполнен на липовой доске многолетней выдержки с глубоким ковчегом. Положена паволока и нанесен левкасный грунт. На отшлифованную поверхность доски нанесено отечественное сусальное золото. Также нанесено несколько слоев яичной темперы. Закреплена иконная поверхность многосоставным лаком. Тыльная часть основы обработана морилками и восковой мастикой. Рама иконы имеет Богородичную молитву, вырезанную по липовой основе. По четырем сторонам рамы имеются выгравированные по меди кресты.

Особенностью данного списка является сочный колорит образа. Таким образом, подчеркивается изображенное событие, где в общении Матери и Богомладенца открываются тайны божественной жертвы через распятие, о которой печалится Богородица и тайны Воскресения Христова, о чем сам младенец Иисус рассказывает Марии. Композиционно сделан акцент на тех элементах иконы (с помощью небольшого укрупнения), которые свидетельствуют о диалоге Матери и Младенца и одновременно человека и Бога, что немного приоткрывает завесу тайны Боговоплощения.

Икона «Спас Нерукотворный»

«Спас Нерукотворный». 2010. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак, последующие лессировки, копаловый лак. 30х40

Образ Спаса Нерукотворного считается первым изображением Спасителя, которое, по преданию, Он сделал Сам во время земной жизни. Желая видеть у себя Священное Изображение Спасителя, правитель Эдессы царь Авгарий V послал своего художника сделать с натуры портрет Иисуса Христа. У художника ничего не получалось, и тогда Господь сим утершись платом сделал Свое Нерукотворное Изображение. Известны четыре изображения Спаса Нерукотворного: это так называемый «Святой Убрус» (сделанный для Авгария V); «Святая Чрепица» - изображение, отпечатанное на черепице, которой был закрыт «Святой Убрус» (в городской стене) во времена иконоборчества; «Плат Вероники» - сделанное Спасителем на плате, который дала женщина по имени Вероника во время крестного пути Спасителя на Голгофу; «Святая Плащаница» - посмертное изображение Иисуса Христа, чудесным образом оставленное на полотне-саване, в которое был обернут Спаситель после снятия с креста и перед положением во гроб.
Затем с этих Изображений было сделано множество списков и копий, которые уже дошли до нас. И до сих пор современными художниками и иконописцами выполняются эти иконы, способные сконцентрировать в себе (в символической форме) Божественную волю и Откровение. Не случайно в Древней Руси, чтобы попасть в цех иконописцев нужно было написать именно Нерукотворный Образ.

Одно из четырех основных изображений, «Святой Убрус», существует в двух вариантах – на плате и без плата, и в двух случаях с крестчатым нимбом. Оба извода имеют достаточно древнюю историю. Один из первых появившихся икон на Руси (после ее крещения) и были подобные иконы. Есть устойчивая версия, что художники-иконописцы, выполнившие эти иконы, видели так называемую Туринскую плащаницу еще до XII-XIV веков (когда плащаницу дважды проваривали в масле). Таким образом, можно предположить, что иконографическое предание и иконографическое мышление иконописцев сохранило до нас истинный облик Господа Нашего Иисуса Христа.

Представленное изображение выполнено не липовой доске восьмилетней выдержки. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт. На отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено сусальное золото 960 пробы с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами, стертыми на желтковой эмульсии яйца городской курицы. Закреплена икона шеллачным лаком.

Данное изображение сохраняет классический извод Спаса Нерукотворного. Но имеет некоторые русские черты. Это традиционно для всей иконописи в целом, так как любой народ хочет видеть в Боге своего личного Спасителя. Икона написана в сдержанной, но достаточно темной цветовой манере. Образ символизирует Спаса Милующего, смотрящего в сердце и Предлагающего мир духовный и мир душевный.

«Преподобный Андрей Рублев». 2003. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 22х28

«Богородица Казанская». 2010. Дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 40х50

Икона «Святая Мария Египетская»

«Святая Мария Египетская». 2006. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото (подкладки), копаловый лак. 23х60

Житие изображенной на иконе святой удивительно и весьма важно для нашей современной жизни, потому что необходимость самоотрешенности от суетной жизни даст возможность человеку духовного соединения с горним вечным миром.
Изначально святая жила жизнью, далекой от благочестия. Случайным образом оказавшись в Иерусалиме, Мария была не в состоянии попасть в храм, сделав для этого несколько попыток. После обращения к Богородице, которое она сделала впервые, ей удалось войти в храм и, осознав свою греховную жизнь, принести плоды покаяния. Удалившись в пустыню, где Мария прожила более 40 лет, почти ничего не вкушая и, таким образом, достигнув великой святой жизни. Не имев в Египетской (ныне, Иорданской) пустыне элементарных средств к существованию, Мария, водимая Святым Духом, могла цитировать Евангелие и наставлять в истинной духовной жизни.

Иконография образа Марии Египетской достаточно разнообразна и весьма оригинальна. Везде подчеркивается аскетическая жизнь праведной. Святая изображается ходящей по водам, молящейся в пустыне, обращенной к зрителю. Изображается без головного убора, с растрепанными или собранными, но длинными волосами; как в условном халате, так и без одежды – тело закрыто повязкой или волосами. Как правило, фигура Марии подчеркнуто истощена постом.

Данная икона написана на липовой доске десятилетней выдержки со шпонками из красного дерева. Тыльная часть доски покрыта натуральными морилками и несколько раз покрыта восковой мастикой. Лицевая часть имеет ковчег. Нанесена паволока и двадцатислойный левкасный грунт. Поверх левкаса положено сусальное золото. Поверх золота нанесен красочный слой яичной темперой с закреплением и последующими лессировками. Закреплена икона лаком.

Особенностью данной иконографии является шествие Марии по водам со смиренно сложенными руками. В фигуре святой нет излишней аскезы, что указывает на возможность для каждого приблизиться к духовному подвигу Марии Египетской. Зеленоватый цвет одежд Марии и удлиненная композиция указывают на глубокое смирение. Святая как бы идет навстречу к зрителю, предлагая духовный плод и возможность ходатайствовать перед Господом для молящихся перед этой иконой.

Страницы: 1 | 2 | 3