Художник
Михаил Никольский

Иконопись

Страницы: 1 | 2 | 3

Икона «Преподобный Амвросий Оптинский»

«Преподобный Амвросий Оптинский». 2002. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 20х30

Образ одного из наиболее почитаемых на Руси святых, относящихся к числу великих Оптинских Старцев, живших в монастыре «Оптина Пустынь» в XIXв. Этот монастырь сейчас восстановлен и является действующим (на территории Калужской области). Здесь по сей день бережно сохраняется небольшой домик – келья, где провел последние годы жизни Преподобный Старец. Амвросий был наставником многих выдающихся Российских деятелей культуры, науки и искусства XIX века. Он обладал даром прозорливости. Известны случаи ответов старцем на сложные вопросы его духовных чад еще до того как они их успевали отправить в Оптину за многие сотни километров. Про Оптинских Старцев того времени говорили, что они смогли в себе стяжать древнее благочестие, «как во времена раннего христианства», за что и были удостоены венцов Святости, а также многих духовных даров от Господа. В 1988г. Русская Православная Церковь прославила Амвросия в лике святых преподобных.

Иконография святого не столь многочисленна, например как иконография Сергия Радонежского. Но сохранилось множество фотографий Преподобного Амвросия. Вследствие чего иконы имеют точное портретное сходство с персонажем. Характерные черты Его лица есть в каждом иконописном изображении Амвросия. Изображается преподобный обычно в клобуке с мантией, со священническим крестом и благословляющим жестом. В другой руке изображены монашеские четки.

Представленное изображение выполнено на липовой доске восьмилетней выдержки с неглубоким ковчегом. Нанесена паволока с двенадцатислойным левкасным грунтом. На загрунтованную и отполированную поверхность нанесено сусальное золото 960 пробы. Написана икона тонкими лессировочными слоями яичной темперы, стертой из натуральных пигментов. Подрясник написан по золоту. Закреплена икона копаловым и водопрочным лаком.

Особенности представленной иконы заключены в подаче образа и акцентировке на более важных элементах изображения. Доминантой является Лик Святого. Он выражает Божественное всепрощение и духовную радость от общения со Святым Божиим. Старец обладает как бы великой непознанной тайной, с которой молящийся хочет быть сопричастен через общение со Святым преподобным Амвросием Оптинским.

Икона «Богородица Знамение»

«Богородица Знамение». 2003. Дерево, левкас, темпера, сусальное золото, копаловый лак. 50х50

Создание образа Богородицы Предание приписывает Евангелисту Луке. До нас дошло три иконографических типа, к одному из которых относится изображение «Богородицы Знамение». Богородица и Приснодева Мария является наиболее важным ходатаем за человека перед Богом. Как человек она является одной из нас и при этом родившей Бога – вместившей в себя Невместимое. В целом, икон так называемого Богородичного цикла имеется наибольшее количество (более семиста). Культ почитания Богородицы имеет глубокие христианские корни во многих конфессиях. Вселенским этот культ стал со времен Вселенского Эфесского собора. И сейчас почитание Богородицы не утратило своего значения. Имеется большое количество чудотворных Богородичных икон.

Иконография Богородицы «Знамение» берет свое начало от иконографического типа «Одигитрия» - Путеводительница, где Богородица и Спаситель обращены прямо к зрителю. В подобных образах подчеркнуто Божество Христа и явление его для мира через непорочное зачатие и Рождество в Вифлееме. В образе «Знамение» Богородица и Христос изображены в анфас. Спаситель может быть как в медальоне, так и на коленях у Богородицы, а она всегда обращена с поднятыми руками в молитвенном жесте.

Данная икона выполнена на доске без ковчега с нанесенной поволокой и левкасным грунтом. Доска имеет форму квадрата. Нанесено сусальное золото. Икона написана яичной темперой и закреплена составом из воска и копалового лака. Рама покрыта морилками и несколькими слоями воска.

Данный образ несет классическую основу явления Божества миру. Извод иконы имеет классическую русскую основу (утонченные конечности и черты ликов, удлиненные ладони). Икона вписана в квадрат и вставлена в восьмиконечную раму – символ будущего века и вечного Восьмого дня. Одежды Богородицы не высветлены в воспоминание о будущих страданиях Христа. Одежды Христовы, наоборот, говорят о будущем Воскресении. Господь благословляет молящихся и немного направляет взгляд на Богородицу, которая находится в молении Богу за человека.

Икона «Спас Нерукотворный»

«Спас Нерукотворный». 2003. Дерево (липа), левкас, наводка по левкасу, копаловый лак. 60х60

Иконография представленного образа является одним из первых христианских изображений, которое предложил сам Иисус Христос. Известно, что таких изображений было четыре (как гласит церковное предание). 1. Святой Убрус, который создал сам Господь, отершись о плат и отдав его художнику, который по велению царя Августа V (правителя Эдессы), пытался написать портрет Христа. 2. Плат Вероники, тот самый плат, которым женщина с именем Вероника отерла лицо Спасителя во время несения Им своего Креста на Голгофу. 3. Плащаница Нашего Иисуса Христа, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христово и положил «во гроб где никто не лежал», из которого впоследствии Христос Воскрес. 4. Святая чрепица – изображение лика Спасителя на черепице, которой был заложен Святой Убрус во времена иконоборчества.

Иконография данного образа продолжает традицию изображения Святого Убруса, где отсутствует терновый венец и черты физических страданий Иисуса Христа. Имеется отпечаток Лика Христа, нимб и белый плат. Изображение выполнено в русской традиции с наличием цветного орнамента в стилистике XVI-XVII столетий.

Икона написана на липовой доске восьмилетней выдержки с двумя продольными дубовыми шпонками. Нанесены паволока и левкасный грунт. При написании использована яичная темпера и сусальное золото. Красочный слой закреплен копаловым лаком. Выполнена наводка по левкасу как иглой, так и горячим грунтом.

Данный образ выполнен в русской иконописной манере. Взор Христа направлен прямо на зрителя. Реализован иконописный принцип обратных связей – смотря на образ зритель думает о своей духовной жизни. Обильное украшение ковчега и поля иконы подчеркивает красоту горнего мира, его разнообразие и гармонию. Контраст между плавным нанесением лика Христа и рельефным орнаментом указывает на разницу мира материального и духовного. Таким же образом показана обратная перспектива в иконе, где дальний свет (Христов) ближе, чем он может казаться в любом другом неиконописном изображении. Изображение закомпановано в квадрат, что позволяет подчеркнуть центростремительность по отношению к зрителю.

«Спас  Нерукотворный». 2005. резьба по дереву, масло, тонировка. 60х60

Богородица «Неупиваемая Чаша». 2004. дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 40х50

Икона «Ангел Благое Молчание»

«Ангел Благое Молчание». 2003. дерево (липа), левкас, наводка по левкасу, яичная темпера, сусальное золото, лак. 30х40

Один из наиболее редких и труднообъяснимых иконографических изводов уставной Православной иконописи. Это прообразное изображение Господа Нашего Иисуса Христа в виде Ангела Господня со скресчатыми руками. Встречаются эти изображения с XIV-XV вв. В XVII веке это изображение получило активное распространение. Позднее изображение было также активно забыто – в XIX веке подобных икон встречается крайне мало.

Иконография данного образа заключена в поясном изображении в анфас Ангела с крыльями и перекрещенными на груди руками в иподиаконских одеждах. Облачение Ангела, как правило белое с богатым орнаментом на груди и рукавах. По левую и правую сторону соответственно имеется сокращенное иконописное именование Иисуса Христа -ic –xc.
Лик обычно величественен и проникновенен (конечно, со своими характерными чертами, присущими конкретной эпохе). Так же, существуют изображения с перекрещенным орарём на груди поверх которого расположены перекрещенные руки. Нимб Ангела имеет восьмиконечную звезду – символ будущей жизни.

Представленное изображение выполнено на липовой доске двенадцатилетней выдержки с двойным ковчегом. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт, на отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесен орнамент с помощью контурной резьбы и горячих капель левкаса. Сверху нанесено сусальное золото 960 пробы, а также сусальное золото с зеленым оттенком. Написана икона тонкими лессировочными слоями яичной темперы по золоту. Темпера приготовлена на основе только натуральных пигментов. Закреплена икона шеллачным и копаловым трехсоставными лаками.

Особенности представленной иконы заключается в общем цветовом колорите подачи образа. На лике имеется красная санкирь – затемнения лика, что символизирует нетварную природу божественного. Темный фон иконы указывает как на природу фаворского света, так и на значительность (и даже вселенскость) пророчеств о пришествии в мир Спасителя. Активный декоративный орнамент подчеркивает божество персонажа уводя зрителя от анатомических подробностей плоти. Образ отделен от рамы ковчега. Таким образом, опушь ковчега является как бы окном из нашего мира в мир горний – божественный. Двойной ковчег с цветовым оттенением как бы усиливает духовность персонажа и необходимость (и нелегкость) поиска Божественного в нашей земной жизни.

Икона «Богородица Спорительница хлебов»

«Богородица Спорительница хлебов». 2004. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 40х50

Одна из множества икон Пресвятой Богородицы. Иконография образа появилась достаточно поздно – в XIX веке. Первую такую икону повелел написать оптинский старец преподобный Амвросий Оптинский. С тех пор к Пресвятой Богородице через посредничество Ее изображения, обращаются о ниспослании хорошего и обильного урожая плодов земных.
Каноническое изображение данного извода появилось уже в конце XX века.

Иконография данного образа достаточно устойчива и всегда имеет сидящую на небесах Пресвятую Богородицу без Богомладенца в полный рост. Дева Мария как бы благословляет землю с небес. Она изображена на фоне мандорлы – темного окна в Божественное пространство. Мандорла по форме напоминает миндальный орех (отсюда и такое название – мандорла). Внизу – на земле мы можем увидеть колосья, уложенные в снопы, а также пшеничное поле – символ земного обилия.
Богородица восседает на облаке, что символизирует особую милость небесного явления к нам на землю.

Представленное изображение выполнено на липовой доске восьмилетней выдержки с двойным ковчегом. Положена паволока и двадцатислойный левкасный грунт. На загрунтованную и отполированную поверхность нанесено (на нимб Богородицы) сусальное золото 960 пробы. Затем нанесены плотные и тонкие лессировочные слои яичной темперы, формирующие общую композицию иконы. Закреплена иконная поверхность составом копалового лака с пчелиным воском. Тыльная часть основы обработана восковой мастикой. Таким образом, икона выполнена только натуральными, природными материалами.

Особенности представленного списка иконы «Спорительница хлебов» в том, что она написана и держится только на больших и сгармонированных локальных пятнах.
Композиционной доминантой является сосредоточенный лик Богородицы, который активно высветлен относительно всего изображения. Также, лик Богородицы доминантно поддержан немного объемным нимбом с полированным эффектом золота. Общий силуэт Богородицы практически не имеет высветлений, так как Она является источником света и соответственно контражурна по отношению к зрителю. Двойной ковчег на иконе как бы усиливает эффект прихода Пресвятой Богородицы из божественного – горнего мира в наш мир – дольний.

Икона «Иоанн Богослов»

«Иоанн Богослов». 2004. Дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 22х28

Одно из изображений иконографического круга посвященного любимому ученику Христа Апостолу Иоанну Богослову. Это единственный ученик Христа не окончивший свою жизнь мученически. Он был сослан на остров Патмос, где и написал самую последнюю и загадочную книгу Нового Завета – Апокалипсис или Откровение св. Иоанна Богослова. Этот Апостол один из самых  Великих Святых христианского мира. Много православных монастырей, обителей и храмов посвящено этому Человеку. Никто не знает места Его захоронения (и умер ли он вообще). По этому поводу существует много версий и различных преданий. Из Его трудов мы узнали о судьбе мира и о символическом облике - Небесного Града Иерусалима.

Существует множество икон изображающих Святого Апостола и Евангелиста. Известны одни из древнейших икон дошедших до нас, где изображен именно Иоанн Богослов. Особенности данной иконографии заключены в изображении старца, который держит Евангелие – символ духовного знания и мудрости. Извод чисто византийский, встречаются подобные изображения во множестве в Балканской иконографии. Интересно данное изображение тем, что здесь показано как бы обладание сокровенным знанием Великим Старцем, который держит и прижимает его к сердцу в виде священной книги. И в лике Его мы читаем и духовную радость, и великий трепет, и детскую непосредственность, и глубокое проникновение в сущность вопроса мудрого убеленного сединами Старца.

Представленное изображение выполнено на липовой доске восьмилетней выдержки с неглубоким ковчегом. Нанесена паволока с двенадцатислойным левкасным грунтом. На загрунтованную и отполированную поверхность нанесено сусальное золото 960 пробы. Натуральными пигментами стертыми на яичной эмульсии техникой плавей написан Лик Святого. Одежды написаны по золоту. Закреплена икона копаловым и лаком.

Особенности представленной иконы заключены в трактовке лика, где усилено впечатление от сокровенности евангельского текста, написанного в закрытой книге. Общее изобразительное решение продиктовано древнерусской школой иконописи. Активные пробела лика и одежд делают впечатление от образа светлым и радостным.

Икона «Св. Елизавета Федоровна»

«Св. Елизавета Федоровна». 2003. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 22х

Княгиня Елизавета Федоровна принадлежит к великой царской фамилии рода Романовых, которые более трехсот лет управляли Российской империей. Святая великая княгиня рано приняла обет монашества и основала в Москве сестринский Монастырь – Марфо-Мариинскую обитель в честь святых жен Марфы и Марии. Елизавета Федоровна со своими монашествующими сестрами много делала для помощи пострадавшим в период I Мировой войны.
Княгиня приняла мученическую смерть с царской семьей в Екатеринбурге на Ганиной яме. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила Великую княгиню Елизавету Федоровну к лику Святых.

Иконография данного образа соответственно начинает свою историю с 1988 г., и составлена на основе имеющихся фотографий Святой, в частности и в монашеском облике настоятельницы монастыря. Княгиня всегда изображена в белых монашеских одеждах и с игуменским наперсным крестом, как в полный рост, так и по пояс. В руках у княгини Елизаветы имеется главный храм Марфо-Мариинской обители. Такие символы имеются на иконах у святых основателей (или основательниц) монастырей и приходов Православной церкви.

Представленное изображение выполнено на липовой доске с ковчегом. Положена паволока и нанесен двенадцатислойный левкасный грунт. На отшлифованную и отполированную поверхность левкасного грунта нанесено сусальное золото 960 пробы (Италия). Затем нанесено несколько слоев яичной темперы, стертой на натуральных пигментах и желтке куриного яйца городской курицы. Закреплена иконная поверхность многосоставным лаком. Одежды написаны по золоту. Тыльная часть доски обработана морилками и восковой мастикой.

Особенность данного списка заключена в отношениях теплых и холодных оттенков белого цвета гармонизированных за счет большого золотого пятна. Немного печальный лик Святой указывает на ее сострадание к бедным и обездоленным людям. Жестом руки Святая как бы благословляет молящихся, даруя им мир духовный и вместе с этим радость во Христе. Великое служение Елизаветы Федоровны подчеркивает затемнение на Ее одеждах с золотой подкладкой.

Икона «Богородица Прибавление ума»

«Богородица Прибавление ума». 2004. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 30х40

Данный извод относится к достаточно редким и даже таинственным изображениям, имеющимся в иконографии Православной церкви. Происхождение это го образа на Русской земле относится к XVII в. Судя по имеющимся источникам образ был выполнен на основе круглой скульптуры именуемой Мадонна Лоретская (г. Лоретто, Италия), где до пожара 1928 г. находилась в Святом Доме в котором по преданию Господь Иисус Христос жил до 30-летнего возраста. Сам Дом в средние века был привезен в Италию со Святой Земли.
Один из появившихся списков с католических икон был прославлен многими чудотворениями, касающимися исцелений от головных болезней, а также даровании от Бога ума и мудрости. Активное распространение образ получил в конце ХХ в.

Иконография представленного образа, как и указывалось, берет свое начало с иконы Лоретской Божией Матери. Православные изображения стали появляться в середине XVII века. На них изображена Пресвятая Богородица с Богомладенцем в длинном долматике на фоне темного ночного неба со звездами. Подножием является шестикрылый Серафим. Венчает образ три шестикрылых Серафима. По левую и правую сторону на облаках изображены по два Архангела с подсвечниками и зажженными свечами. Архангелы расположены на фоне арки Святого Дома (с двумя факелами). Внизу изображен Святой град Иерусалим. По цвету, общая иконография имеет некоторое разнообразие. Но, как правило, долматик всегда парчовый, небо темное с золотыми звездами.

Представленный список образа выполнен на липовой доске десятилетней выдержки с двойным ковчегом. Положена паволока и нанесен двадцатислойный левкасный грунт. На отшлифованную и отполированную поверхность левкасного грунта нанесено сусальное золото высшей пробы (Россия). Затем нанесено несколько слоев яичной темперы, стертой на натуральных пигментах и желтке куриного яйца. В том числе темпера нанесена по сусальному золоту (на долматике) с набивным орнаментом. Закреплена иконная поверхность многосоставным лаком. Тыльная часть основы обработана морилками и восковой мастикой.

Особенностью данного списка является сочный и яркий колорит образа, который подчеркивает духовную радость и небесное служение Богородицы и Святых Ангелов. Сложная ковчеговая система отделяет образ от внешней суетности и концентрирует внимание зрителя на представленном таинственном событии. Традиционная композиция образа сохраняет классическую иконографию иконы «Прибавление ума», но с авторским прочтением цветового решения общего строя иконы.

Икона «Архангел Михаил»

«Архангел Михаил». 2005. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 22х28

Архангел Михаил считается начальником Небесного воинства и в ангельской (девятичастной) иерархии находится в самом высшем звене – Серафимов. Существует история о возвеличивании высшего ангела – Денницы, который восстал на Господа Бога и был низвергнут с небес Ангельским воинством во главе с Архангелом Михаилом. С греческого языка Михаил переводится «как Бог» или «равный Богу». В христианском учении Ангел является слугой Бога и исполнителем Его воли.

Иконография образа весьма богата и разнообразна. Известны древнейшие изображения Архангела Михаила, а также изображения других Небесных сил бесплотных. Имеется изображение Архангела в Деисусном чине Православного иконостаса или на южных вратах ведущих в Алтарь. Обычно Архангел Михаил изображается в иподиаконских, царских или воинских одеждах и обязательно с крыльями – символ быстроты достижения воли Божией, посылаемой через свое Ангельское воинство. В руках у Михаила может быть копие или огненный меч, а также изображается держава с монограммой Христа.
Данный поясной анфасный образ относится к ранневизантийскому и при этом был достаточно распространенным практически во всех иконописных школах вплоть до сего дня. Изображение также получило развитие и в академической (иллюзорной) иконописи.

Представленное изображение выполнено на липовой доске девятилетней выдержки с ковчегом. Положена паволока и нанесен двенадцатислойный левкасный грунт. На отшлифованную поверхность левкасного грунта нанесено сусальное золото высшей пробы (Россия). Затем нанесено несколько слоев яичной темперы. Закреплена иконная поверхность многосоставным лаком. Тыльная часть доски обработана морилками и восковой мастикой.

Особенность данного списка иконы заключена в сохранении традиционной графьи и основных номинальных цветов. Но высветления на иконе сделаны одной (светло-голубой) краской, что указывает на бестелесность и высокую духовность Персонажа. И таким образом, у Архангела нет как бы собственного эгоцентрического цвета, что указывает на полную подчиненность и служение своему Творцу и Господу. Михаил является только проводником Божественной воли и энергии. Но при этом контрастные одежды (на этой роскрыши) указывает на определенную яркость и своеобразие этого Архангела. В этом проявляется антиномическая сущность Образа и Его целостность.

Икона «Св. Николай Мирликийский»

«Св. Николай Мирликийский». 2009. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 40х50

Святитель Николай Епископ Мирликийский чудотворец, один из самых известных и почитаемых святых на Руси (буквально до сегодняшнего дня). Он известен своим высоким житием, за что Господь поставил его епископом города Мир Ликийских (Византия, ныне Турция). Также мы знаем одно из добродетельных качеств Святителя: каждый год накануне Рождества Христова дарить (втайне) детям своего города рождественские подарки, приобретенные на собственные средства. Поэтому образ Деда Мороза взят как раз с Николая Мирликийского. Издавна св. Николай считается покровителем воинства, путешествующих и мореплавателей. А также он является помощником в семейных нуждах и чаяниях. На русской земле имеется духовная память о многих чудесах и помощах, сотворенных святителем. Поэтому большое количество храмов Русской Церкви построено и освящено в честь Святителя Николая Мирликийского.

Из святых, почитаемых на Руси, иконография «Николы» имеет наибольшее распространение еще издревле. Условно есть два основных образа: «Никола зимний» и «Никола летний» (стой лишь разницей в митре и без нее соответственно). Имеются ростовые, поясные, оплечные и оглавные изображения Николая, встречающиеся в разных иконописных школах. Также житийные иконы и образы с изображением различных сотворенных Николаем чудес, например «Никола Можайский». Иконография Николая  разработана предельно качественно и разнообразно. Святитель всегда изображается в святительских одеждах, в различных ракурсах и размерах. Имеются и монументальные храмовые (и даже купольные) росписи, а также миниатюрные и келейные образки.

Представленное изображение выполнено на липовой доске двенадцатилетней выдержки. Нанесена паволока и двадцатипятислойный левкасный грунт, на отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено на полимент сусальное золото 960 пробы (желтое и зеленое) с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами, стертыми на желтковой эмульсии куриного яйца. Закреплена икона шеллачным и копаловым лаками.

Для данного изображения взят иконографический извод византийского (крестчатого) облачения епископа с Евангелием – символом духовного знания и благословляющим перстом. Образ без головного убора – митры (так называемый «Никола летний»). Образ выполнен в бежевато-коричневатом колорите с использованием минимума красочных пигментов. Святитель Николай как бы ведет диалог с молящимися, благословляя на духовное делание. Глаза святого выполнены так, что создается впечатление, что он смотрит прямо в сердце человека, обращающегося к Богу с помощью великого ходатая рода человеческого Святителя Николая Епископа Мирликийского чудотворца.

Икона «Святитель Григорий Палама»

«Святитель Григорий Палама». 2004. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 17х22

Святитель Григорий Палама один из святых Православной церкви XIV в. Он является основателем и идеологом мистического и духовно-нравственного учения получившего название «Исихазм» (от слова Исихия- безмолвие, молчание – греч.) Сущность этого учения в так называемом постоянном умном делании и глубоком сердечном прочитывании Иисусовой молитвы – «Господи Иисусе Христе Сыне Божий милостив буди мне грешному». Данное учение формировалось в Византийской церкви в спорах о самой сущности христианской антропологии – обожения человека. Оппонентами «исихастам» были так называемые «гуманисты» создавшие своеобразный синтез между эллинизмом и Евангелием. Основные споры возникли о сущности Фаворского света. Отвергая сверхчувственный, невещественный характер Фаворского света, гуманисты не могли понять и принять опыт Православия, представляемый исихастами», утверждавшими возможность для человека путем очищения ума и сердца сподобляться освещения несозданным Божественным светом.

Иконография святителя Григория не является разнообразной и особо выразительной. Существуют ростовые, поясные и оплечные иконы главного идеолога исихазма. Сам извод бывает или трехчетвертным или анфасовым. Григорий Палама изображается, как правило, в святительском (епископском) облачении в молении к Господу или в обращении к молящемуся с благословляющим жестом и Евангелием – символом божественной мудрости. Встречается достаточно большое количество древних икон Святого, как для келейной молитвы, так и храмовых изображений в росписях и иконостасах. Иконография Святого относится к отцам Православной церкви, которые и создали то учение, которое живо и по сей день.

Представленное изображение выполнено на липовой доске восьмилетней выдержки с ковчегом и шпонками. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт. На загрунтованную и отшлифованную поверхность нанесено сусальное золото 960 пробы. Натуральными пигментами, стертыми на яичной эмульсии, написаны одежды, лик и руки Святого. Саккос Григория Паламы написан по золоту. Закреплена икона многосоставным лаком. Тыльная часть иконы обработана восковой мастикой.

Представленное изображение является списком с классического изображения, выполненного в уставной манере. Здесь Святой Григорий предстоит к Господу, держа в руках Евангелие. Но при этом мы как бы втянуты в божественное пространство иконы. Св. Григорий смотрит на нас и в мир горний и поэтому происходит своеобразное вбирание в Высший мир по средствам обратной перспективы.

Икона «Богородица Державная с Предстоящими»

«Богородица Державная с предстоящими». 2008. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак, резьба по дереву. 40х60

Впервые подобная икона была обретена (найдена) в день убийства царской семьи. До этого времени подобный извод не был известным. Но теперь он отождествляется именно с идеей самодержавия и царской власти. Икона получила активное распространение в Русской Православной церкви ко времени прославления царской семьи. Несмотря на то, что первоначальное изображение было выполнено в реалистической манере, большое распространение приобрело уставное изображение.

Иконография данного образа представляет собой изображение на темном фоне Пресвятой Богородицы в красной одежде (в красном хитоне). У Нее на коленях в царских одеждах восседает Младенец Христос с благословляющим жестом. В руках у Богородицы имеются скипетр и держава – символ царской власти (это единственное изображение подобного рода). Богородица сидит на царском троне, Ее фигура расположенная в анфас, относится к иконографическому типу «Одигитрия». Спаситель имеет трехчетвертной поворот фигуры. Он обращен одновременно и к Матери и к зрителю, указывая на царственность Пресвятой Девы Марии.

Представленное изображение выполнено на липовой доске двенадцатилетней выдержки с тройным ковчегом. Положена паволока и нанесен двадцатислойный левкасный грунт. На одном из ковчегов вырезан на дереве тропарь (молитвенное песнопение, посвященное данной иконе). На отполированную поверхность левкасного грунта нанесено сусальное золото 960 пробы (Италия). Затем, нанесено несколько слоев яичной темперы. Торец иконы  обработан масляной краской. Закреплена иконная поверхность многосоставными лаками. Тыльная часть доски обработана восковой мастикой.

Особенность данного списка иконы в том, что она как бы трехсоставна. Средник иконы имеет изображение иконы «Державная». По левую и правую стороны изображены члены святой царской семьи: Царь Николай II и Царица Александра, а также их дети – царевич Алексей и царевны Татьяна, Ольга, Анастасия. Внизу имеются изображения великих Русских Святых (в медальонах) Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Венчает образ Спас на Престоле с предстоящими Иоанном Крестителем и Девой Марией. Вокруг золотого фона изображены отверстые небеса в виде Ангельского сонма Серафимов и Херувимов. Данный образ символизирует единство земной и небесной власти, а также благословение всем тем, кто обращается к Небу за помощью в смысле объединения народа под Покровом Небесным. Вся композиция иконы сконцентрирована на лике Пресвятой Богородицы, как Заступницы и Помощницы в молитвах о Духовном Единении.

Икона «Богородица Касперовская»

«Богородица Касперовская». 2010. Дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак. 17х22

Изображение Матери Бога – Богородицы и Приснодевы Марии наиболее распространенное в Русской Православной церкви. По преданию первые изображения сделал художник и врач Святой Евангелист Лука (судя по всему, их было 5) до нас дошло три изображения, которые стали основными иконографическими типами. К типу «Умиление» относится икона Божией Матери, именуемая «Касперовская». Богородица изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. В синодальный период подобные иконы были убраны золотыми ризами с жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVI века Касперовская икона Богоматери была перенесена из Трансильвании в Херсонскую губернию. В 1809 году эта икона осталась госпоже Касперовой. В 1840 году после долгих и слезных молитв икона обновилась и вскоре стали известны многие случаи исцеления от молитв, сотворенных перед этой иконой. По исследовании многочисленных чудес икона была признана чудотворною. В 1852 году жители г. Херсона стали ежегодно совершать в праздник Вознесения Господня крестный ход с чудотворной иконой. Во время восточной войны 1853-1855 годов с иконой был крестный ход в г. Одессе, в виду неприятелей, обложивших город, и город остался невредим.
До 1917 года икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 14 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения икона пребывала в г. Херсонесе. Везде по пятницам в тех местах, где пребывала икона читался акафист Пресвятой Богородицы.

Представленное изображение выполнено на липовой доске восьмилетней выдержки. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт, на отшлифованную и отполированную поверхность которого нанесено сусальное золото 960 пробы с соответствующим закреплением. Изображение выполнено яичной темперой – натуральными пигментами стертыми на желтковой эмульсии яйца городской курицы. Закреплена икона шеллачным лаком (одежды написаны по золоту).

Данное изображение сохраняет классический извод Богородицы Касперовская и выполнено в уставной манере иконописания. Образ имеет сдержанный колорит, состоящий из градации бордовых и оливковых цветов. Сама композиция и архитектоника образа достаточно крупна по отношению к размерам доски. Образ сконцентрирован на внутреннем (сердечном) общении Марии и Богомладенца, и от этого не отвлекают никакие излишества (весь фон покрыт однотонным золотом). Нет активной моделировки одежд и ликов, что дает возможность увидеть в иконе не внешнее движение, а внутренне духовное действо и, таким образом, взаимодействие Божественной мудрости и молитвы христианина, стоящего перед этой иконой.

Страницы: 1 | 2 | 3