Художник
Михаил Никольский

Иконопись

Страницы: 1 | 2 | 3

Икона «Плащаница Иисуса Христа»

«Плащаница Иисуса Христа». 2008. ДВП, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак, лессировка по лаку. 33х88

В воспоминании о страданиях Иисуса Христа, которые описывает Евангелие, имеются иконические образы, показывающие весь так называемый «страстной цикл». Имеются такие изображения как «Предательство Христа» (или «Поцелуй Иуды»), «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие Христово», «Снятие с креста», «Христос во гробе» (или «Великое смирение»), «Не рыдай Мене Мати», «Плащаница Христа». Как гласит Евангелие, Христос был положен во гроб, где никто не лежал, и укутан плащаницей – погребальной белой тканью. Каждый год в страстную пятницу (перед Пасхой) Православная церковь символически погребает Образ Христов на плащанице – после этой службы христиане начинают готовиться к празднику Светлого Христова Воскресения.

Изображения Христовой плащаницы традиционно имеют Образ смиренного Иисуса в полный рост на белом саване. На теле Христовом имеются раны на ногах и руках, а также пробитое межреберное пространство. Христос с крестчатым нимбом и с закрытыми глазами. По периметру иконы обычно расположен соответствующий событию церковнославянский текст, а по углам изображения имеются шестикрылые Серафимы. Зачастую текст и Серафимы бывают вышитыми, а также само тело Христово с белым саваном.

Данное изображение выполнено на тонкой доске, изготовленной по принципу папье-маше. Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт. На марданный лак положено сусальное золото (отечественное 960 пробы). Написана икона яичной темперой с последующими дополнительными лессировочными слоями. Финишный слой лака имеет алкидную основу.

Предложенный образ сохраняет древнерусскую иконографию. Силуэт образа достаточно скован и контрастен, что подчеркивает смирение Христа и идею вселенской скорби для понимания той Жертвы, которая была принесена за каждую человеческую душу. Текст и Серафимы написаны, что не отделяет средник от поля ковчега. Отсутствуют активные высветления, что придает образу глубокий покой, но при этом имеются белильные оживки, что указывает на скорое Христово воскресение из мертвых.

Икона «Плащаница Пресвятой Богородицы»

«Плащаница Пресвятой Богородицы». 2010. ДВП, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 33х88

Христианский праздник Успения Пресвятой Богородицы является одним из двунадесятых и считается церковью одним из важнейших для христианина. Из церковного предания мы знаем, что Богородице и Приснодеве Марии был известен час ее кончины. Перед успением чудесным образом в Иерусалиме были собраны все ученики Христовы из разных мест. Мария сама легла на смертный одр. Предание гласит, что Сам Господь пришел забрать душу Своей Матери в горний мир. Богородица была захоронена, но на следующий день ее тело не было обнаружено во гробе. Считается. Что она вознеслась на небо всем своим существом.

Изображение плащаницы Пресвятой Богородицы имеет в своей композиции усопшую Марию в традиционных сине-бордовых одеждах с закрытыми глазами. Богородица лежит на белом погребальном саване. По периметру иконы обычно расположен соответствующий событию церковнославянский текст, а по углам изображения имеются шестикрылые Серафимы. Зачастую текст и Серафимы бывают вышитыми, а также сама Богородица с белым саваном.

Изображение Плащаницы Пресвятой Богородицы выполнено на поверхности, изготовленной по принципу папье-маше (чтобы предельно облегчить вес выносимой иконы). Нанесена паволока и двенадцатислойный левкасный грунт. На марданный лак положено сусальное золото (отечественное 960 пробы). Написана икона яичной темперой. Финишный слой лака имеет алкидную основу.

Предложенный иконический образ сохраняет древнерусскую иконографию (это тонкие черты всего личного письма, удлиненная фигура, мягко сплавленные черты лика). Силуэт мари по отношению к савану достаточно скован и контрастен, что подчеркивает смирение Богородицы на смертном одре и печаль об уходе Богородицы из нашего мира. Но при этом иконография одежд Богородицы сохраняет свои прижизненные особенности, что говорит не о смерти, а именно об УСПЕНИИ ЕЕ. Текст и Серафимы, расположенные по периметру иконы, написаны, что не отделяет средник от поля ковчега. Отсутствуют активные высветления, что придает образу глубокий покой и смирение. Размер иконы для такого изображения самый минимальный. Пропорции иконной плоскости повторяют пропорции фигуры Богородицы.

«Преподобный Сергий Радонежский». 2003. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 22х28

«Преподобный Серафим Вырицкий». 2006. Дерево (липа), левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак.

«Пресвятая Богородица». 2012. Дерево, сусальное золото, смешанная техника. 44х59

«Спас Нерукотворный». 2012. Дерево, сусальное золото, смешанная техника. 44х59

«Иоанн Креститель». 2012. Дерево, сусальное золото, смешанная техника. 44х59

Страницы: 1 | 2 | 3