Художник
Михаил Никольский

Творческая концепция художника

В современной культурной среде имеется множество определений сущности изобразительной деятельности и понятийных значений профессии художника. Суть этих определений сводится к простой и емкой формулировке – художник, это человек занимающийся творческой деятельностью. Из этого следует один принципиальный постулат: не важно сколько лет художнику, какой у него образовательный уровень и художественный опыт, а важна именно работа, поэтому художник, в широком смысле этого слова, определяется неким творческим действом. Следовательно, справедливым будет называть художником маленького ребенка, который очень любит водить кисточкой по бумаге и считать это своим творчеством, дилетанта-любителя, который ради удовольствия пишет свои картины или маститого профессионала с серьезным образованием, большим опытом и способностью выполнять сложные глубокофилософские произведения – все они художники. Подобная позиция совершенно органично укладывается в современную постмодернистскую среду, где ценным является любой, пусть даже самый бессмысленный, художественный опыт (доходя до крайностей). Ровно потому, что у этого опыта (а точнее у его результатов) есть свой зритель.
Поэтому либеральное отношение общества или группы людей к художнику нивелирует результат его творческой деятельности до того уровня, которое оно (общество) способно потребить и не более того. Следовательно, необходимо акцентировать понятие художественной деятельности не по ее функциям, а по возможности получения оригинальных результатов от художника, но не по принципу эпатажа или еще какого-либо привлечения зрителя, а по принципу постановки и реализации художником творческой задачи.
В силу данного обстоятельства можно утверждать, что существует необходимость в неоднозначной формулировке сущности художественной деятельности, так, очевидным будут четыре рода деятельности художников это:
1. юные художники – как правило это дети до 10 летнего возраста (точнее до этапа формирования критического мышления в ребенке);
2. будущие художники (это те учащиеся, которые осваивают изобразительное искусство с педагогом, ставящим учебные и творческие задачи);
3. самодеятельные художники (которые не осваивали какого-либо художественного направления и в своем творчестве не ставят себе профессиональных задач, а работают лишь в соотвествии с собственными представлениями об изобразительном искусстве и личностными эстетическими предпочтениями);
4. профессиональные художники (носители известного художественного направления, способные сами себе поставить профессионально-творческую задачу и решить ее в форме художественного произведения).
В данном случае нет утверждения о какой-либо качественной оценке деятельности художника, т.е. насколько то или иное произведение художника оценивается зрителем по каким-либо установленным или вымышленным критериям. Поэтому уместным будет видеть различные художественные работы как на выставках, так и в повседневной жизни, вопрос, что считать художественным произведением в этой связи?
Сейчас, к сожалению, к художественным произведениям причисляются три совершенно некорректных (в понимании произведения) направления, это: неискусство (в хрестоматийном его понимании); художественный эксперимент (где есть только перевернутая творческая мысль или полное ее отсутствие); эпатаж (где единственной задачей стоит удивить зрителя).
Важнейшим критерием личностного отношения к изобразительному искусству является его идейность, т.е. смысловая нагрузка. Необязательна возможность считывания какого-либо содержания с произведения, а важна художественно-образная информация заложенная в произведении. Поэтому результат деятельности художника заложен в возможности передачи для зрителя мира идей и откровений, имеющихся во внутреннем мире автора, а если такового не имеется, то нечего браться за кисти. Если даже художественное произведение выполнено технически безупречно и не более, то оно и интересно только технически – примеров тому множество. Содержательная часть произведения будет интересна всегда, так как образно-художественный рассказ, например, в картине, учит не просто смотреть а ВИДЕТЬ. Результатом видения художественного произведения для зрителя будет развитие его духовных ориентаций, такие как: эстетическое наслаждение, формирование в себе художественного вкуса, гармонии, творческого мышления и т.п. Таким образом, не важно, что художник изображает, а важно как и зачем, для зрителя.
Приходится констатировать факт, что существует также искусство демоническое – бездуховное. Отличительной его особенностью является паразитирование на художественной традиции или отсутствие какой-либо художественной формы в предлагаемом, соответствующими художниками (или людьми считающими себя таковыми), в изобразительном пространстве. Подобные опыты категорически неприемлемы.
В изобразительном искусстве представляется наиболее важным наивысший феномен видения – это СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ, которая базируется на духовно-нравственных началах на основе постулатов Православия. В этом контексте интересны направления уставного Православного иконописания, современной русской миниатюры, графики, резьбы по дереву, живописи и проектирования христианских интерьеров.
Интерес к уставному Православному иконописанию заключается в возможности показать зрителю горний мир – изобразить неизобразимое, так как икона свидетельствует о Боговоплощении через изображение Того, Кто неизобразим. Потому что «Господь так возлюбил мир что отдал Сына Своего единородного дабы всякий верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную», таким образом факт вочеловечивания Бога делает Его изобразимым, но с помощью системы символов, которые Церковь выработала за века своей проповеди, основываясь на догматах Иконопочитания. Поэтому икона ничего не изображает, а являет через символ самую величайшую тайну и милость, когда-либо дарованную человечеству с помощью особых изобразительно-выразительных средств иконописи.
Обращенная перспектива иконы показывает зрителю внутреннее горнее пространство во вневременном (а точнее надвременном) ракурсе, развертывая это пространство с помощью целостной системы семантических закономерностей. Правильное прочтение этих закономерностей помогает зрителю увидеть (созерцать) сумму тех божественных откровений, которые Церковь хранит в феномене духовной культуры, которым и называют уставную Православную иконопись. Если в традиционных видах изобразительного искусства красота, с сущности, это самоцель, то в уставном иконописании она лишь средство выражения духовной идеи. Иконический образ должен быть выполнен только натуральными естественными художественными материалами (что заложено нашими благочестивыми предками издревле), так как в Церкви не должно быть ничего фальшивого, а значит лживого.
Современная русская миниатюра - искусство достаточно новое по определению, но его традиции и выразительные средства всегда шли в своем развитии и совершенствовании рядом с иконой. Если икона – помощник в Богопознании, то миниатюра это рассказ об особенностях духовной жизни и ценностях народа. В миниатюре художник вправе рассказать и показать духовные и душевные воззрения той или иной группы людей на различные обстоятельства с помощью иконописных средств. При этом не создавая предмета почитания (каковым является икона). Уникальная технология иконописания становится доступной зрителю на обычной выставке и на таких работах, где возможен духовный поиск художника, хотя и в этом случае трепетное отношение к изображаемым предметам, а также духовные приоритеты никто не отменял.
Известна традиционная миниатюра Палеха, Мстеры, Холуя, существует также и современная миниатюра, где используются современные материалы, фактуры и художественная подача.
Средства графики дают возможность художнику выразить свое отношение к действительности наиболее универсальным способом, а значит, наиболее доступным для зрителя. Из всех графических средств наиболее интересным является офорт в силу его технологической возможности передать детали и нюансы, сохранив большую и цельную форму передаваемого объекта. Офорт оказывает неоценимую услугу в сохранении культурного наследия старинных русских городов. Офортное изображение старинных уголков города (у меня в основном это Тамбов) дает возможность обратить внимание на особый ритм, выразительность и неповторимость этих очагов жизни, где имеется микрокосмическое средоточие вечных форм человеческого бытия.
Возможность работы в рамках вышеперечисленных видов изобразительного искусства в первую очередь определяется возможностью выразить одновременно триединство духовного, эстетического и нравственного начал в едином художественном образе. Материал и техника исполнения становятся только средствами поиска духовно-творческого образа на изобразительной плоскости.
В целом мне интересен феномен изобразительного творчества во всех его проявлениях (не только в качестве практикующего художника). Занимаюсь методикой преподавания изобразительного искусства в качестве исследователя и педагога-практика, философией и психологией искусства. Научная, педагогическая и творческая деятельности дают возможность увидеть изобразительное искусство как бы со стороны и, таким образом, иметь возможность относительно объективного взгляда на предмет и дело жизни.