Художник
Михаил Никольский

Графика. Офорт

Тамбовская улица. 2011. Офорт. 14,5х17,5

Старинный мотив 2012. Офорт. 7,5х10

Панорама Тамбова. 2011. Офорт. 14х30

Тамбовский вечер. 2011. Офорт. 7,5х10

За окном. 2012. Офорт 14х20

Во дворе 2011. Офорт. 17х25

Двор после дождя. 2011. Офорт. 15х20,5

Мордово. 2012. Офорт. 4,5х15

Тамбовский дворик. 2011. Офорт. 15х21

Город за рекой. 2012. Офорт. 3,5х7

Деревенский мотив. 2012. Офорт. 2х5

Тамбовский домик. 2011. Офорт. 13,5х21

За рекой. 2012. Офорт. 3х10

Летний дворик. 2009. Картон, гуашь. 40х55

Утро на озере. 2010. Картон, гуашь. 19х52

Тихая заводь. 2010. Картон, гуашь. 40х55

Тихая деревня. 2010. Картон, Гуашь. 40х50

Иордания. 2010. Картон, гуашь. 40х55

Дождь в городе. 2011. Картон, гуашь. 40х50

Солнечный двор. 1995. ДВП, масло. 20х28

Дальняя деревня. 2010. Картон, гуашь. 19х52

Город на Балканах. 2011. Картон, гуашь. 19х52

Прага. 2011. Картон, гуашь. 19х52

 

Герб города Тамбова

«Герб города Тамбова». 2012. Авторское воспроизведение эталонного герба, хранящегося в Администрации города Тамбова. Дерево (липа), резьба по дереву, левкасный грунт, яичная темпера, сусальное золото, копаловый лак, вощение. 40х47

Город Тамбов на протяжении всей своей истории имел герб, представляющий собой классическую форму так называемого французского щита в пропорции 8х9 с изображением трёх пчёл и крепостной башни или пчелиного улья, в виде старинной плетёной «сопетки» на деревянной подставке.
Элементы улья-сопетки: наличие подставки, маленькое круглое отверстие для попадания пчёл, общая форма и пропорции, разживка формы лещадками, похожими на плетеную корзину.
Элементы крепостной башни: наличие крепостного входа, размер одной лещадки напоминает кирпич, базовая подставка не имеет разделения на доски, напоминая каменное основание.
Пчёлы и башня имеют синий небесный фон и зеленую оконечность.
Для изготовления эталонного герба необходимо:
- определить габаритный размер герба: размер определён как 400x450 мм в классических пропорциях герба как 8x9 (плюс 30 мм - заострение на гербовом щите). Вокруг герба имеется обрамление размером 30 мм;
- выявить основные пропорциональные закономерности, контрольные точки и модули;
- определить цветовое решение;
- определить материалы для изготовления герба и оформления герба;
- предварительную работу выполнить на картоне.
В работе над картоном были обнаружены следующие пропорциональные закономерности:
- геометрическим центром герба является нижняя точка окружности верхнего окошка, здесь сходятся горизонтальная, вертикальная и диагональные оси;
- имеется единый центр для окружностей окошка, силуэта башни, кончиков и головок пчёл;
- пчёлы находятся строго на вертикальной и диагональной осях;
- общая точка схода на вертикальной оси для
боковых диагоналей площадки башни делит пополам расстояние от основания герба до вершины башни;
- толщина основания башни относится к воротам в пропорции 1/2;
- ширина ворот относится к ширине башни в пропорции 1/3;
- имеется 17 горизонтальных лещадочных разделений башни и 149
лещадок;
- размер оконечности по отношению к фону (небу) относится как 1/4
- диаметр верхнего окошка равен толщине основания башни;
- высота оконечности равна расстоянию от вершины башни до верхнего края герба;

- точка пересечения диагоналей основания башни на вертикальной оси герба совпадает с нижней точкой на окружности, формирующей циркулярный силуэт башни;
- пчёлы выполнены стилизовано и плоскостно, равны между собой по размерам;
- расстояние между крыльями пчёл равно диаметру верхнего окошка
герба;
- вертикальный размер башни поделён на три равные части (по вертикальной оси) - от основания до верхней точки радиуса ворот, от верхней точки радиуса ворот до общей точки схода диагоналей на центральной оси и от этой точки до вершины (верхней точки радиуса) башни;
-в классических гербах имеется так называемая «кайма», которая очерчивает основной контур герба, но в данном случае мы предложили не кайму а обрамление в силу того, что композиционно само изделие герба будет выглядеть как ошибочное в плане оформления. Поэтому, лузга, имеющаяся у обрамления, имеет ширину каймы необходимой для герба. Таким образом, обрамление выполняет функцию рамы и не является непосредственным атрибутом герба города Тамбова – это всего лишь декоративно-эстетическое обрамление.
-за ширину обрамления условно была взята, как равная расстоянию, величина от основания башни до нижней точки ворот по вертикальной оси; данный размер ширины обрамления герба соответствует условному иконописному канону как общепринятая средняя величина рамки ковчега на иконах (относительно правила золотого сечения).
Таким образом, в предварительном картоне проекта герба города Тамбова выявлены основные пропорциональные закономерности, контрольные точки и модули:
• основной модульной единицей пропорциональных измерений можно считать верхнее круглое окошко и ширину башни;
• контрольные точки для измерений и выявлений пропорциональных закономерностей можно принять геометрический (он же и композиционный) центр, расположенный на нижней точке окружности верхнего окошка
башни, в котором пересекаются вертикальная, горизонтальная и диагональные оси, а также точку на пересечении линий сокращения основания башни на вертикальной оси герба.
• модульным является и расстояние по вертикальной оси между двумя вышеуказанными контрольными точками, оно соответствует: расстоянию от нижней точки основания герба до точки радиуса ворот башни по вертикальной оси герба; размеру пчелы по ее вертикальной оси; 1/3 к расстоянию ширины башни; расстоянию от верхней кромки основания башни до верхней точки ворот башни; 1/0,5 к размеру ширины рамки герба; 3/1 ширины основания герба; 3/1 расстояния от радиуса башни до радиуса крайних нижних точек пчел.

Известны основные геральдические цвета и металлы (золото и серебро), используемые в особых взаимодействиях и с четко очерченной смысловой нагрузкой. Тамбовский герб имеет сочетание зеленой оконечности, финифти неба, черного контура и отверстия на улье а также золота на улье, пчелах и кайме.
Художественное прочтение герба указывает на цветовые отношения герба как взаимодействия четырёх цветотональных пятен: чёрного, финифти (синего), зеленого и золота. Золото символизирует духовное начало и высшее покровительство, имеющееся у города; синий - символ неба, небесного пространства; зелёный - указывает на плодородную твердыню; чёрный - символизирует народ и народность (но он выступает не как пятно, а как контур, подчеркивающий другие цвета).
Для изготовления художественного изделия носящего название «Герб города Тамбова» была спланирована и реализована следующая технологическая последовательность для его выполнения.
Элементы герба (башня, пчелы, позем и рамка) планировались быть рельефными.
Использовались только натуральные материалы, полученные и произведенные в Тамбовском регионе.
Для изготовления щита толщиной 40 мм выбрано липовое дерево, заготовленное в 2003г., с восьмилетним циклом естественной высушки.
Шпонки для качественной сохранности от деформации изделия (в количестве двух штук) изготовлены из так называемого дуба черешчатого. (Биологи считают, что самая большая плантация черешчатого дуба в России под Тамбовом). Толщина клинообразной трапециевидной сквозной шпонки равна толщине герба.
В липовом щите для герба установлены две дубовые шпонки «встречным» образом и углублены на 1/3 толщины герба. На щите с лицевой стороны подготовлен резной рельеф. Самая глубокая часть - фон, углублена на 1/3 толщины герба. Уступ между небом и фоном составляет 3 мм. Объёмы башни и пчёл скруглены, так же выбраны со скруглением окошко и врата башни. На форму башни контурно нанесены условные тени от лещадок.

Далее лицевая часть герба проклеена 5% и 15% раствором желатина местного производства (в горячем состоянии). Затем нанесена специальная побелка и семнадцатислойный левкасный грунт, состоящий из мела, желатина и льняного масла в особой пропорции.
После тщательной просушки левкасный грунт отшлифован и отполирован. Нанесено сусальное золото 960 пробы. По окончании шлифовки золота приготовлены краски из натуральных пигментов на основе куриного желтка. Получена яичная темпера. (Ценность этой краски в том, что она сохраняет натуральный природный цвет и со временем каменеет. Данный эффект можно наблюдать на древнерусских иконах).
Для работы с цветом на оконечности использовался пигмент, имеющий название «окись хрома» (местного происхождения), из окиси меди; под оконечностью имеются цветные подкладки.
 Финифть (небесный фон) выполнена поочерёдным нанесением азурита и лазурита
(финишный - азурит). Этот пигмент стёрт из соответствующих самоцветов.
Чёрная краска, используемая для описи, (также местного приготовления), имеет название «чёрная железоокисная». Использовано небольшое количество цинковых белил для придания незначительного объема лещадкам и пчелам.
После качественной просушки слоев яичной темперы необходимо закрепление лаками. Для этого использованы копаловый, даммарный лаки с воском в необходимой пропорции; финишный слой лака – имеет значительное добавление тамбовского пчелиного воска (наложение лаков многократное).
В завершении полной просушки финишных слоев лака необходимо навощить тыльную часть герба со шпонками (выполнено 5 раз).
Каждый слой воска со скипидаром (тамбовского производства) тщательно прогревался, что позволяло ему впитываться в липовую основу.
Предварительно тыльная часть герба протонирована местными водными морилками до появления глубокого темно-коричневого тона.
Данный герб хранится в Администрации г. Тамбова как эталонный.